(Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским); в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря, член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов.
В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г.
Возрождение церковной жизни епархии Г. начал с религиозно-нравственного воспитания и просвещения духовенства и паствы. В 1757 г. при архиерейском доме была открыта типография, здесь, в частности, были изданы нек-рые труды Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича): «Катехизис» (1757; сокращенный вариант с дополнениями Г. разослан приходским священникам), «De arte poetica» (1786) и др. В Могилёве были открыты школьные классы, в 1759 г.- ДС при Преображенском мон-ре. Отстаивая право на образование для всех слоев населения, Г. также открыл школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. Для пополнения состава духовенства ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении рукополагать рус. подданных укр. происхождения или из пограничной Смоленской пров., ходатайство было удовлетворено именным имп. указом от 25 янв. 1758 г. Одновременно святитель заботился о строительстве: при нем был освящен кафедральный Преображенский собор в могилёвском Преображенском мон-ре (1762), сооружены здания консистории и ДС, ряд храмов. При строительстве нового архиерейского дома старый дом с землей был передан лютеранам. По инициативе Г. была приведена в порядок епархиальная документация, сформирован архив.
Защищая права православных, Г. неоднократно обращался за помощью в Святейший Синод и российскую Коллегию иностранных дел, собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных. На базе этих материалов издал справочную кн. «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польск. языке). Ценность книги была отмечена Святейшим Синодом, впосл. документы из «Архива Конисского» использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Святитель много проповедовал, указывал на негативные стороны деятельности иезуитских и доминиканских миссионеров.
В 1762 г. Г. был приглашен на коронацию имп. Екатерины II в Москву, 29 сент. произнес речь, в к-рой выразил тревогу за судьбу православных в Польше. Речь стала манифестом политической лояльности западнорус. духовенства к российскому правительству. Из Москвы Г. вместе с имп. двором переехал в С.-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому кор. Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европ. языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Г. принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февр. 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католич. партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. он стал членом смешанного суда для разбирательства религ. споров между католиками и «диссидентами», покровительства у Г. искали протестанты.
В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения. В 1768 г. Г. переехал в Смоленск, откуда продолжал руководить паствой, посылая письма и наставления. В соавторстве со Смоленским еп. Парфением (Сопковским) составил пособие по вопросам канонического права, литургики, проповеди и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776; переведено на англ. язык).
Г. приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от егип. рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, к-рую возглавил Г. (с 10 янв. 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким). Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов имп. рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно правосл. Церкви возвратились 112 578 чел. Г. посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника. 22 сент. 1783 г. Г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода.
Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому; впосл. архиепископ Черниговский) представлять себя в сейме. Стараниями Г. 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции РПЦ, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Г. составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях.
Собрал за свою жизнь богатейшую б-ку (1269 книг, 241 ркп.), открыл неск. госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в к-ром проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным. Гробница вскрывалась в 1812 г. французами и в 1875 г. во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 г. собор уничтожен, могила утеряна.
Почитание Г. началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5-6 авг. 1993 г. в Могилёве состоялось прославление Г. в лике местночтимых святых. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г.- акафист святителю. Г. посвящены храмы в Могилёве и Слуцке. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание свт. Георгия с включением его имени в месяцеслов.
Г. оставил большое философское, лит., историческое и эпистолярное наследие. В 1751 г. составил первый в России систематический курс богословия «Cristiana orthodoxa Theologia» (для Киево-Могилянской академии), присоединив к нему в качестве вводной части герменевтику и библиологию (ркп. см.: НБУВ ИР. ДА/п. 90, 91, 207; описание см.: Макарий (Булгаков), иером. История КДА. СПб., 1843. С. 141-142). Определив задачи предмета, Г. отделил богословие от философии (концепция 2 истин), а также богословие догматическое от нравственного. Свою систему философии Г. изложил в 2 курсах академических лекций: «Philosophia peripathetica» (1747; ркп. см.: РГБ ОР. Ф. 152. № 130) и «Philosophia juxta numerum quatuor facultatum quadripartita» (1749; пер. на укр. язык опубл.: Георгiй Кониський. Фiлософськi твори. К., 1990). Испытал влияние идей архиеп. Феофана (Прокоповича), а также нек-рых раннепросветительских идей, по своим взглядам постепенно переходил от средневек. схоластики, опирающейся на систему Аристотеля, к латинско-протестант. системе (по учебнику Ф. Х. Баумейстера), большое значение придавал трудам отцов Церкви. Соответственно менялось и преподавание в академии, курсы Г. оказали значительное влияние на развитие рус. философии. Разделял философию на логику, физику, метафизику и этику. Выделял в процессе познания 3 ступени: чувственное восприятие, формирование интеллектом понятия об объекте и суждение. Считал задачей человека познание окружающего мира, значительное место в жизни общества отводил просвещению и науке. Выдвигал идеи единства мира, в основе к-рого лежат материя, форма и «лишение формы» (способность тел к изменению), неуничтожимости материи. В статье-ответе на «Письмо г. Вольтера к учителям Церкви и богословам» (ок. 1790; опубл.: Домашняя беседа. 1867. № 46-48) полемизировал с вольтерьянством. Близко к философским работам примыкает дневник Г. «Мысли».
Святитель являлся автором курса лекций по пиитике «Правила поэтического искусства...» (1746), ориентировался не на латинско-польск. основы, а на рус. лит-ру и язык «по образцам ломоносовским». Сам переводил псалмы на рус., польск. языки и латынь, писал стихи, драматические произведения, переходил от силлабической поэзии к тонической. Драма Г. «Воскресение мертвых» была поставлена в Киево-Могилянской академии в 1747 г. Составил курс лекций по риторике, отказался от господствовавшего в южнорус. проповеди XVIII в. латинско-польск. влияния, вместо отвлеченных мудрствований и внешнего блеска риторики сделал акцент на логичности и назидательности проповеди, ее доступности простому народу. Самому Г. принадлежат яркие проповеди и речи на нравственные и политические темы. Ему часто приходилось полемизировать с католич. проповедниками. Современники считали Г. «неподражаемым» проповедником, А. С. Пушкин называл его «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия». Наряду с достоинствами историки отмечают и недостатки проповедей Г.: отсутствие «глубины мысли, тонкости анализа», вульгарные каламбуры и шутки, необоснованные перенесения реалий библейской истории в совр. контекст и др. (Поторжинский М. А., прот. История рус. церк. проповеди. К., 1901. С. 514-515). Рукописные сборники проповедей (см.: НБУВ ИР. ДА/п. 309) распространялись среди белорус. духовенства, первое прижизненное издание (1761) было утрачено. В связи с различными политическими событиями Г. обращался с речами к Екатерине II, внес вклад в формирование идеологии «просвещенного абсолютизма».
Исторические труды Г. созданы с привлечением широкого круга источников. «Историческое известие о епархии Могилевской...», написанное после 1774 г., представляет собой краткую историю западнорус. правосл. епархий. Др. исторический экскурс приведен в «Записках... о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской Церковью» (1792). Г. пропагандировал необходимость объединения 3 братских народов, русского, белорусского и украинского, в составе Российской империи. В XIX в. Г. ошибочно приписывали кн. «История руссов» (опубл.: ЧОИДР. 1846. № 1-4. Отд. 2), в к-рой содержится краткий очерк истории Украины.
Г. разработана на основе его портрета, возможно прижизненного, кон. XVIII в. (Нац. музей истории и культуры Беларуси, Минск). Его отождествляют с изображением, находившимся над местом погребения святителя в Спасо-Преображенской ц. Могилёва, впосл.- в местной лютеран. кирхе, построенной на земле, к-рую после сооружения в городе новых каменных зданий архиерейского дома и консистории Г. подарил вместе со старой деревянной резиденцией местным лютеранам. В благодарность святителю они поместили его портрет в кирхе на почетном месте, рядом с изображением М. Лютера (по др. версии, образ был специально заказан лютеранами). Позднее портрет был перенесен в правосл. Борисоглебский храм Могилёва, откуда в 1960 г. передан в музей.
На портрете Г. представлен вполоборота вправо, по пояс, в архиерейской мантии с красными скрижалями и в черном клобуке, с большой панагией на груди, благословляющей десницей и архиерейским жезлом с сулком в левой руке; у него характерное узнаваемое лицо с крупными чертами, окладистой раздвоенной седой бородой. Внизу - 3 колонки стихотворного текста - автоэпитафия.
Одно из живописных повторений этого холста, с нек-рыми разночтениями в подписи под изображением, относится к XIX в. (Могилёвский обл. краевед. музей). С «оригинального портрета, находящегося в лютеранской церкви г. Могилева» ок. 1888 г. К. Вейерманом был создан эстамп (Батюшков П. Н. Волынь. СПб., 1888. С. 223).
2 идентичных поясных портрета Г. XIX в. (НКПИКЗ; один из конгрегационного зала КДА: Ровинский. Т. 4. С. 294), в деталях отличающиеся от первого (на панагии изображено Распятие Христово, жезл с зеленым сулком), восходят к др. оригиналу. Портрет XIX в. (Литов. художественный музей, Вильнюс), выполненный в академической манере, имеет более репрезентативный характер (Vilniaus universitetas daileje: Albumas. Vilnius, 1986. № 80; ошибочно атрибутирован как портрет архиеп. Мелетия (Смотрицкого)).
Портрет святителя, рисованный карандашом с живописного оригинала, находился в собрании Румянцевского музея в Москве. Д. А. Ровинскому было известно 3 гравированных изображения Г.: нач. XIX в., полностью выполненное Н. Шаде; ок. 1838 г.- в изд. «Истории Малой России» Д. Н. Бантыш-Каменского; ок. 1843 г., погрудное, в овале,- из собрания портретов П. П. Бекетова (экземпляр в РГБ), близкое к живописным образцам иконографического извода. Рельефный образ Г. включен в группу просветителей в оформлении памятника в честь 1000-летия России, сооруженного по проекту М. О. Микешина в 1862 г. в Вел. Новгороде.
Иконописные изображения Г. ориентированы на ранние портреты, в них сохраняются индивидуальные особенности его облика. Основной извод - поясное изображение в рясе и архиерейской мантии, черном клобуке, в правой руке - жезл. В др. варианте он представлен в архиерейском богослужебном облачении, с благословляющей десницей и Евангелием в руке. Первая икона написана в 1993 г. ко дню канонизации святителя худож.-иконописцем О. Белоголовым, в 1995 г. им же выполнен большой храмовый образ для Могилёвского собора во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря. В кон. ХХ - нач. XXI в. неск. икон святого создано также П. Димитриади и А. Чистовым из Могилёва. Произведения совр. иконописцев находятся в Петропавловском соборе Минска, в храме вмч. Георгия Победоносца в Бобруйске, в ц. во имя Георгия в пос. Красная Слобода Солигорского р-на Минской обл.